http://www.checheninfo.ru/16481-modnye-chechency.html
Иначе чем еще объяснить не стихающую полемику в различных СМИ и интернет-пространстве страны на тему «За что выслали чеченцев?» Будто бы выселение произошло на глазах нынешнего взрослого поколения и поэтому продолжает будоражить умы честных и не совсем людей по поводу произошедшего. Между тем понятно, что многие россияне, если не исключительное их большинство, по определению могло было не только забыть, но даже и не подозревать о том, что случилось в далеком 1944 году. Тем более, что поголовно были сосланы не только чеченцы, но и ингуши, балкарцы, немцы, калмыки, карачаевцы, крымские татары, турки-месхетинцы, а частично – эстонцы, литовцы, поляки и представители ряда других национальностей.
На днях наткнулся на весьма схожую с тысячами других публикацию, заголовок которой точь в точь повторяет приведенное выше название муссируемой кем попало темы и поэтому не оставляющий никаких сомнений – очередному «автору» очень хочется напомнить «подзабывшим» людям «правду» о чеченцах. А еще точнее – раскрыть и объяснить причину их депортации.
Сама по себе статья настолько бесхитростная, насколько сразу становится понятным – рассчитана она на наивного обывателя, которому, повесь на уши самую невообразимую лапшу, все равно поверит… Впрочем, в этом стоит убедиться.
«Дело в том, – пишет наш доброхот, – что ещё с января 1940 года в Чечено-Ингушской АССР действовала подпольная организация Хасана Исраилова, ставившая своей целью отторжение от СССР Северного Кавказа и создание на его территории федерации государства всех горских народов Кавказа, кроме осетин. Последних, как, впрочем, и русских, проживающих в регионе, по мысли Исраилова и его сподвижников, следовало поголовно уничтожить».
Где он прочитал эту самую «мысль», узнать из статьи невозможно. Зато легко заподозрить автора в передергивании фактов и использовании ущербной логики ура-патриотов. Именно ими вброшен в оборот тезис о тех, «кто не с нами, тот против нас», трансформированный вслед за этим в «если одни решили уйти, они обязательно захотят расправиться с остающимися». Или, что более реально, в риторике искателя вины народа в собственной депортации нетрудно заметить аргументы из протоколов следователей НКВД, даже в кухарке умевших распознать английско-японских шпионов.
«По заданию из Лондона Исраилов со своей бандой должны были напасть на грозненские нефтепромыслы и вывести их из строя с тем, чтобы создать недостаток горючего в частях Красной Армии, сражающихся в Финляндии. Операция была назначена на 28 января 1940 года. Сейчас в чеченской мифологии этот бандитский рейд возведён в ранг национального восстания. На самом же деле была лишь попытка поджечь нефтехранилище, отбитая охраной объекта. Исраилов же с остатками своей банды перешёл на нелегальное положение – отсиживаясь в горных аулах, бандиты в целях самоснабжения время от времени нападали на продовольственные магазины».
Кто-нибудь изучал «чеченскую мифологию»? Есть такая где-нибудь? В чеченском народе, насколько мне известно, таких сказок никто не рассказывает. Да и нападения на магазины как-то не вписываются в концепцию «отторжения»… И чего стоят утверждения блогера о подготовке Англии в 1940-м году к нападению на СССР? Разве этой страной руководил Гитлер?
Естественно, возникает вопрос: как у нашего выдумщика стыкуется столь глобальное «задание англичан» с абсолютной убогостью ее реализации? Подпольная организация Хасана Исраилова, если она и существовала, и ставила перед собой такие масштабные цели, как «отторжение от СССР Северного Кавказа и создание на его территории федерации государства всех горских народов», опустилась до банальной и неудачной попытки поджога нефтехранилища, после чего немедленно переходит «на нелегальное положение».
И никогда больше, согласно утверждениям самого автора, не выходит из своих аулов.
Вот еще из этого опуса: «В феврале 1942 года, когда гитлеровцы заняли Таганрог, сподвижником Исраилова, бывшим председателем Леспромсовета Чечено-Ингушской АССР Майрбеком Шериповым было поднято восстание в аулах Шатой и Итум-Кале. Аулы были вскоре освобождены, но часть повстанцев ушла в горы, откуда проводила партизанские вылазки. Так, 6 июня 1942 года около 17 часов в Шатойском районе группа вооруженных бандитов по дороге в горы залпом обстреляла грузовую автомашину с ехавшими красноармейцами. Из числа ехавших на автомашине 14 человек трое были убиты, а двое ранены. Бандиты скрылись в горах. 17 августа банда Майрбека Шерипова фактически разгромила райцентр Шароевского района».
А теперь самый интересный пассаж: «Для того, чтобы не допустить захвата бандитами объектов нефтедобычи и нефтепереработки, в республику пришлось ввести одну дивизию НКВД, а также в самый тяжелый период Битвы за Кавказ снимать с фронта воинские части РККА». Как это похоже на фальшивые отчеты еще царских генералов, сетовавших на «сложность ситуации» и постоянно требовавших от Москвы подкрепления живой силой и, главное, деньгами. Или, что ближе к теме, на поведение тех, кто в тяжелейшие годы обороны Сталинграда и Кавказа задумал выселение народов, держал в тылу войско в сотни тысяч солдат НКВД, готовя их к предстоящей депортации и отказывая, таким образом, в помощи живой силой так нуждавшимся в ней армиям Великой Отечественной.
В приводимом пасквиле на чеченский народ, который я вынужден здесь цитировать, именно об этом времени написано следующим образом: «…Когда гитлеровские войска в Сталинграде пытались прорвать нашу оборону в районе Глубокая балка между заводами «Красный Октябрь» и «Баррикады», в Чечено-Ингушетии силами войск НКВД при поддержке отдельных частей 4-го Кубанского кавалерийского корпуса была проведена спецоперация по ликвидации бандформирований».
«Несмотря на то, что с 22 июня 1941 года по 23 февраля 1944 года в Чечено-Ингушетии было убито 3078 участников бандформирований и взято в плен 1715 человек, было ясно, что пока бандитам кто-то даёт пищу и кров, победить бандитизм будет невозможно. Именно поэтому 31 января 1944 года было принято постановление ГКО СССР № 5073 об упразднении Чечено-Ингушской АССР и депортации её населения в Среднюю Азию и Казахстан».
Вполне осознавая, насколько непродуктивно и даже цинично говорить о причинах выселения целого народа с родной земли, как это делают современные чеченофобы, вынужден высказать даже некоторое удовлетворение тем, что они не могут, при всем желании, говорить сегодня о русской армии Власова, воевавшей на стороне фашистов против собственной страны, о десятках тысяч полицаев и огромном количестве других предателей Родины. Никто из них не имел никакого отношения ни к чеченцам, ни к их малой Родине. А если бы имел?
Однако законы полемики вынуждают сказать следующе. Да, допустим, что выселение народа с родной земли состоялось по названным и другим причинам. Но почему тогда чеченцы, жившие в те годы и за много лет до них, как говорится, «от Москвы до самых до окраин», в других областях и краях страны, лишенные всяких должностей, званий, всего нажитого годами имущества и человеческих прав, тоже были поголовно отправлены в места ссылки? Почему туда же последовали тысячи чеченских фронтовиков, прославивших мощь русского оружия и явивших миру чудеса героизма? Ответов на такие вопросы у злобствующих чеченоненавистников нет и не может быть.
Интересное еще и в том, что оказавшихся в Средней Азии и Сибири сосланных чеченцев во многих населенных пунктах встречали… чеченцы. Раскулаченные в 30-х годах, многие из них уже освоились на новых местах и оказались способными даже помогать вновь прибывшим соотечественникам. Что они и делали, не жалея ни себя, ни продуктов, ни одежды. Делились всем, чем могли.
Приведу свидетельство заместителя редактора «Дагестанской правды» Николая Коликова, с которым мне довелось в 1974-м году несколько часов общаться на «чеченскую» тему и чей отец, по его же утверждению, в тридцатых годах прошлого века работал секретарем Хасавюртовского райкома партии.
- Знаешь, – рассказывал мне Коликов, – отец часто сокрушался, что из Москвы поступали разнарядки типа «раскулачить в месяц триста семей». И райком вместе с райисполкомом и милицией готовил и проводил целые операции, чтобы выполнить указание сверху.
В районе тогда большинство населения составляли русские, кумыки и чеченцы. У всех были родственники или близкие в руководящих органах Хасавюрта или Махачкалы… Кроме чеченцев, кого раскулачивать? Ну, конечно же, их! Вот так ваших людей и гнали тысячами в Казахстан, Киргизию и Сибирь.
И таких «чеченских» районов в Дагестане было пять… У меня не было оснований не верить умудренному опытом высокопоставленному журналисту республиканской газеты, поскольку мой дед как раз в 1935-м и был сослан из чеченского села Байрамаул Хасавюртовского района в Джамбульскую область Казахстана.
Прошло уже более полувека, но эхо трагедии народов, подвергшихся жесточайшей депортации, до сих пор звучит в душах тех, кто оказался лишенным Родины. Доносится оно до сердец их внуков и правнуков. И очень тревожно от того, что участвуют в постоянном напоминании людям о событиях прошлого века именно в таком ракурсе те, кто никакого отношения к ним не имеет. Античеченская клака из года в год во всех ангажированных СМИ продолжает тиражировать настолько несуразные выдумки по поводу выселения и его несуществующих причин, что все это не может не наталкивать на мысль о существовании определенных заказчиков, с чьей подачи все это и происходит. Видимо, российское общество еще не доросло до того состояния, когда его лидеры, проникшись идеей покаяния, могут принести извинения за преступления предыдущих режимов пострадавшим от их действий народам.
Между тем, мировая история знает случаи совсем другого отношения государств, допустивших геноцид. Не говоря уже о Германии, сделавшей это много лет назад и до сих пор выплачивающей евреям денежные компенсации.
Буквально на днях мировые СМИ распространили информацию о том, что теперь и Бельгия покаялась в преступлении, совершенном более восьмидесяти лет назад. Премьер-министр страны Элио ди Рупо официально признал факт сотрудничества властей Бельгии с немецкими оккупантами, покаявшись за “недостойный демократии и наших ценностей” коллаборационизм бельгийских властей.
- Как глава федерального правительства от имени бельгийского государства я приношу извинения еврейскому сообществу, – заявил он во всеуслышание, официально признав, наконец, что власти Бельгии ответственны за преследование еврейского населения в годы Второй мировой войны. Сенат единогласно одобрил резолюцию, согласно которой сотрудничество властей с оккупантами назвали «недостойным демократии и наших ценностей» (аудио). Сама же резолюция была принята на основе научного исследования под названием «Послушная Бельгия», опубликованного еще в феврале 2007-го года.
…Одиннадцать лет назад, по завершении заседания палаты представителей бельгийского парламента, вице-премьер и министр иностранных дел Луи Мишель признал, что «некоторые представители Бельгии несут неоспоримую часть ответственности за события, приведшие к смерти Патриса Лумумбы». Он выразил правительству Конго и семье Лумумбы «глубокие и искренние сожаления» и попросил извинения за «апатию и холодное безразличие» Брюсселя.
Как сейчас помню 1961-й год. Город Джамбул, я, одиннадцатилетний, еду в школу в городском автобусе. Кто-то рядом сообщает, что убили Лумумбу. Сидевшая неподалеку старушка вдруг с каким-то, мне – школьнику – непонятным тогда, злорадством воскликнула: «Опять чечены зарезали!»…
Кто-то сказал, что «в истории каждого народа есть темные пятна, которые он не хочет считать таковыми. В лучшем случае стыдливо молчит об эпизодах, не делающих ему чести, в худшем – защищает патриотическую легенду. С годами отдельные люди стареют и уходят из жизни, а нация взрослеет, каждый раз с новой высоты оценивая как славное, так и постыдное свое прошлое».
В конце прошлого года услышал заявление одного из руководителей еврейской общины России Берл Лазара, пообещавшего сделать все, чтобы «быть евреем в России стало модным». Не знаю, как другие восприняли такое заявление, но мне, чеченцу, оно более чем понятно… Остается только надеяться, что «патриотические легенды» навсегда покинут информационное пространство России, оставив место для соответствующего покаяния, которое никогда и никого не унижало, слова которого, наконец, услышит и чеченский народ…
Руслан Караев
Вести Республики №23 (1956)
Иначе чем еще объяснить не стихающую полемику в различных СМИ и интернет-пространстве страны на тему «За что выслали чеченцев?» Будто бы выселение произошло на глазах нынешнего взрослого поколения и поэтому продолжает будоражить умы честных и не совсем людей по поводу произошедшего. Между тем понятно, что многие россияне, если не исключительное их большинство, по определению могло было не только забыть, но даже и не подозревать о том, что случилось в далеком 1944 году. Тем более, что поголовно были сосланы не только чеченцы, но и ингуши, балкарцы, немцы, калмыки, карачаевцы, крымские татары, турки-месхетинцы, а частично – эстонцы, литовцы, поляки и представители ряда других национальностей.
На днях наткнулся на весьма схожую с тысячами других публикацию, заголовок которой точь в точь повторяет приведенное выше название муссируемой кем попало темы и поэтому не оставляющий никаких сомнений – очередному «автору» очень хочется напомнить «подзабывшим» людям «правду» о чеченцах. А еще точнее – раскрыть и объяснить причину их депортации.
Сама по себе статья настолько бесхитростная, насколько сразу становится понятным – рассчитана она на наивного обывателя, которому, повесь на уши самую невообразимую лапшу, все равно поверит… Впрочем, в этом стоит убедиться.
«Дело в том, – пишет наш доброхот, – что ещё с января 1940 года в Чечено-Ингушской АССР действовала подпольная организация Хасана Исраилова, ставившая своей целью отторжение от СССР Северного Кавказа и создание на его территории федерации государства всех горских народов Кавказа, кроме осетин. Последних, как, впрочем, и русских, проживающих в регионе, по мысли Исраилова и его сподвижников, следовало поголовно уничтожить».
Где он прочитал эту самую «мысль», узнать из статьи невозможно. Зато легко заподозрить автора в передергивании фактов и использовании ущербной логики ура-патриотов. Именно ими вброшен в оборот тезис о тех, «кто не с нами, тот против нас», трансформированный вслед за этим в «если одни решили уйти, они обязательно захотят расправиться с остающимися». Или, что более реально, в риторике искателя вины народа в собственной депортации нетрудно заметить аргументы из протоколов следователей НКВД, даже в кухарке умевших распознать английско-японских шпионов.
«По заданию из Лондона Исраилов со своей бандой должны были напасть на грозненские нефтепромыслы и вывести их из строя с тем, чтобы создать недостаток горючего в частях Красной Армии, сражающихся в Финляндии. Операция была назначена на 28 января 1940 года. Сейчас в чеченской мифологии этот бандитский рейд возведён в ранг национального восстания. На самом же деле была лишь попытка поджечь нефтехранилище, отбитая охраной объекта. Исраилов же с остатками своей банды перешёл на нелегальное положение – отсиживаясь в горных аулах, бандиты в целях самоснабжения время от времени нападали на продовольственные магазины».
Кто-нибудь изучал «чеченскую мифологию»? Есть такая где-нибудь? В чеченском народе, насколько мне известно, таких сказок никто не рассказывает. Да и нападения на магазины как-то не вписываются в концепцию «отторжения»… И чего стоят утверждения блогера о подготовке Англии в 1940-м году к нападению на СССР? Разве этой страной руководил Гитлер?
Естественно, возникает вопрос: как у нашего выдумщика стыкуется столь глобальное «задание англичан» с абсолютной убогостью ее реализации? Подпольная организация Хасана Исраилова, если она и существовала, и ставила перед собой такие масштабные цели, как «отторжение от СССР Северного Кавказа и создание на его территории федерации государства всех горских народов», опустилась до банальной и неудачной попытки поджога нефтехранилища, после чего немедленно переходит «на нелегальное положение».
И никогда больше, согласно утверждениям самого автора, не выходит из своих аулов.
Вот еще из этого опуса: «В феврале 1942 года, когда гитлеровцы заняли Таганрог, сподвижником Исраилова, бывшим председателем Леспромсовета Чечено-Ингушской АССР Майрбеком Шериповым было поднято восстание в аулах Шатой и Итум-Кале. Аулы были вскоре освобождены, но часть повстанцев ушла в горы, откуда проводила партизанские вылазки. Так, 6 июня 1942 года около 17 часов в Шатойском районе группа вооруженных бандитов по дороге в горы залпом обстреляла грузовую автомашину с ехавшими красноармейцами. Из числа ехавших на автомашине 14 человек трое были убиты, а двое ранены. Бандиты скрылись в горах. 17 августа банда Майрбека Шерипова фактически разгромила райцентр Шароевского района».
А теперь самый интересный пассаж: «Для того, чтобы не допустить захвата бандитами объектов нефтедобычи и нефтепереработки, в республику пришлось ввести одну дивизию НКВД, а также в самый тяжелый период Битвы за Кавказ снимать с фронта воинские части РККА». Как это похоже на фальшивые отчеты еще царских генералов, сетовавших на «сложность ситуации» и постоянно требовавших от Москвы подкрепления живой силой и, главное, деньгами. Или, что ближе к теме, на поведение тех, кто в тяжелейшие годы обороны Сталинграда и Кавказа задумал выселение народов, держал в тылу войско в сотни тысяч солдат НКВД, готовя их к предстоящей депортации и отказывая, таким образом, в помощи живой силой так нуждавшимся в ней армиям Великой Отечественной.
В приводимом пасквиле на чеченский народ, который я вынужден здесь цитировать, именно об этом времени написано следующим образом: «…Когда гитлеровские войска в Сталинграде пытались прорвать нашу оборону в районе Глубокая балка между заводами «Красный Октябрь» и «Баррикады», в Чечено-Ингушетии силами войск НКВД при поддержке отдельных частей 4-го Кубанского кавалерийского корпуса была проведена спецоперация по ликвидации бандформирований».
«Несмотря на то, что с 22 июня 1941 года по 23 февраля 1944 года в Чечено-Ингушетии было убито 3078 участников бандформирований и взято в плен 1715 человек, было ясно, что пока бандитам кто-то даёт пищу и кров, победить бандитизм будет невозможно. Именно поэтому 31 января 1944 года было принято постановление ГКО СССР № 5073 об упразднении Чечено-Ингушской АССР и депортации её населения в Среднюю Азию и Казахстан».
Вполне осознавая, насколько непродуктивно и даже цинично говорить о причинах выселения целого народа с родной земли, как это делают современные чеченофобы, вынужден высказать даже некоторое удовлетворение тем, что они не могут, при всем желании, говорить сегодня о русской армии Власова, воевавшей на стороне фашистов против собственной страны, о десятках тысяч полицаев и огромном количестве других предателей Родины. Никто из них не имел никакого отношения ни к чеченцам, ни к их малой Родине. А если бы имел?
Однако законы полемики вынуждают сказать следующе. Да, допустим, что выселение народа с родной земли состоялось по названным и другим причинам. Но почему тогда чеченцы, жившие в те годы и за много лет до них, как говорится, «от Москвы до самых до окраин», в других областях и краях страны, лишенные всяких должностей, званий, всего нажитого годами имущества и человеческих прав, тоже были поголовно отправлены в места ссылки? Почему туда же последовали тысячи чеченских фронтовиков, прославивших мощь русского оружия и явивших миру чудеса героизма? Ответов на такие вопросы у злобствующих чеченоненавистников нет и не может быть.
Интересное еще и в том, что оказавшихся в Средней Азии и Сибири сосланных чеченцев во многих населенных пунктах встречали… чеченцы. Раскулаченные в 30-х годах, многие из них уже освоились на новых местах и оказались способными даже помогать вновь прибывшим соотечественникам. Что они и делали, не жалея ни себя, ни продуктов, ни одежды. Делились всем, чем могли.
Приведу свидетельство заместителя редактора «Дагестанской правды» Николая Коликова, с которым мне довелось в 1974-м году несколько часов общаться на «чеченскую» тему и чей отец, по его же утверждению, в тридцатых годах прошлого века работал секретарем Хасавюртовского райкома партии.
- Знаешь, – рассказывал мне Коликов, – отец часто сокрушался, что из Москвы поступали разнарядки типа «раскулачить в месяц триста семей». И райком вместе с райисполкомом и милицией готовил и проводил целые операции, чтобы выполнить указание сверху.
В районе тогда большинство населения составляли русские, кумыки и чеченцы. У всех были родственники или близкие в руководящих органах Хасавюрта или Махачкалы… Кроме чеченцев, кого раскулачивать? Ну, конечно же, их! Вот так ваших людей и гнали тысячами в Казахстан, Киргизию и Сибирь.
И таких «чеченских» районов в Дагестане было пять… У меня не было оснований не верить умудренному опытом высокопоставленному журналисту республиканской газеты, поскольку мой дед как раз в 1935-м и был сослан из чеченского села Байрамаул Хасавюртовского района в Джамбульскую область Казахстана.
Прошло уже более полувека, но эхо трагедии народов, подвергшихся жесточайшей депортации, до сих пор звучит в душах тех, кто оказался лишенным Родины. Доносится оно до сердец их внуков и правнуков. И очень тревожно от того, что участвуют в постоянном напоминании людям о событиях прошлого века именно в таком ракурсе те, кто никакого отношения к ним не имеет. Античеченская клака из года в год во всех ангажированных СМИ продолжает тиражировать настолько несуразные выдумки по поводу выселения и его несуществующих причин, что все это не может не наталкивать на мысль о существовании определенных заказчиков, с чьей подачи все это и происходит. Видимо, российское общество еще не доросло до того состояния, когда его лидеры, проникшись идеей покаяния, могут принести извинения за преступления предыдущих режимов пострадавшим от их действий народам.
Между тем, мировая история знает случаи совсем другого отношения государств, допустивших геноцид. Не говоря уже о Германии, сделавшей это много лет назад и до сих пор выплачивающей евреям денежные компенсации.
Буквально на днях мировые СМИ распространили информацию о том, что теперь и Бельгия покаялась в преступлении, совершенном более восьмидесяти лет назад. Премьер-министр страны Элио ди Рупо официально признал факт сотрудничества властей Бельгии с немецкими оккупантами, покаявшись за “недостойный демократии и наших ценностей” коллаборационизм бельгийских властей.
- Как глава федерального правительства от имени бельгийского государства я приношу извинения еврейскому сообществу, – заявил он во всеуслышание, официально признав, наконец, что власти Бельгии ответственны за преследование еврейского населения в годы Второй мировой войны. Сенат единогласно одобрил резолюцию, согласно которой сотрудничество властей с оккупантами назвали «недостойным демократии и наших ценностей» (аудио). Сама же резолюция была принята на основе научного исследования под названием «Послушная Бельгия», опубликованного еще в феврале 2007-го года.
…Одиннадцать лет назад, по завершении заседания палаты представителей бельгийского парламента, вице-премьер и министр иностранных дел Луи Мишель признал, что «некоторые представители Бельгии несут неоспоримую часть ответственности за события, приведшие к смерти Патриса Лумумбы». Он выразил правительству Конго и семье Лумумбы «глубокие и искренние сожаления» и попросил извинения за «апатию и холодное безразличие» Брюсселя.
Как сейчас помню 1961-й год. Город Джамбул, я, одиннадцатилетний, еду в школу в городском автобусе. Кто-то рядом сообщает, что убили Лумумбу. Сидевшая неподалеку старушка вдруг с каким-то, мне – школьнику – непонятным тогда, злорадством воскликнула: «Опять чечены зарезали!»…
Кто-то сказал, что «в истории каждого народа есть темные пятна, которые он не хочет считать таковыми. В лучшем случае стыдливо молчит об эпизодах, не делающих ему чести, в худшем – защищает патриотическую легенду. С годами отдельные люди стареют и уходят из жизни, а нация взрослеет, каждый раз с новой высоты оценивая как славное, так и постыдное свое прошлое».
В конце прошлого года услышал заявление одного из руководителей еврейской общины России Берл Лазара, пообещавшего сделать все, чтобы «быть евреем в России стало модным». Не знаю, как другие восприняли такое заявление, но мне, чеченцу, оно более чем понятно… Остается только надеяться, что «патриотические легенды» навсегда покинут информационное пространство России, оставив место для соответствующего покаяния, которое никогда и никого не унижало, слова которого, наконец, услышит и чеченский народ…
Руслан Караев
Вести Республики №23 (1956)