Общество ловли бабочек жёлтыми сачками.

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Общество ловли бабочек жёлтыми сачками.

Тихая гавань для посвящённых

Последние темы

» ...о прогнозах на будущее...
автор Зимородок Пт Май 12, 2023 1:16 pm

» Hard, Heavy, прочее тяжёлое и не очень...
автор Зимородок Сб Апр 15, 2023 10:29 pm

» Ксюха умерла
автор Зимородок Вс Фев 26, 2023 10:54 pm

» Крик моей измотанной души
автор реалист Вс Сен 11, 2022 9:07 am

» Война всё спишет
автор реалист Вт Авг 30, 2022 7:35 am

» Донбасс - "финская война-2"
автор Сенеж Ср Июн 01, 2022 9:58 am

» Улыбнись :)
автор Сенеж Вт Мар 01, 2022 10:22 am

» ...и не дождётесь!
автор Varg Вт Окт 26, 2021 2:40 pm

» ПГМ, Чаплинд, 282, и опять ПГМ
автор реалист Сб Сен 25, 2021 2:38 pm

» Невзоров Александр
автор Сенеж Пн Сен 13, 2021 10:29 pm

» ...о себе любимом....
автор Сенеж Пт Май 08, 2020 1:22 am

» Х.яндекс такси
автор Сенеж Пт Май 08, 2020 1:18 am

» Электротабуретка
автор Сенеж Пт Май 08, 2020 1:12 am

» Йом а-Шоа День памяти жертв Холокоста - 19 апреля
автор реалист Пт Фев 07, 2020 1:33 pm

» О долбоебах
автор Сенеж Ср Фев 05, 2020 8:57 am

» Епти Новый Год на носу
автор реалист Пт Янв 03, 2020 10:04 pm

» "Замечательный" сосед
автор реалист Ср Янв 01, 2020 2:27 pm

» Арбайт махт фрай! :)
автор реалист Сб Авг 24, 2019 12:32 am

» Коллекторское агенство "Долбо.б и Ко"
автор Кали Сб Июн 08, 2019 3:25 pm

» Мясо и танки
автор реалист Ср Фев 06, 2019 4:12 pm

Кто сейчас на форуме

Сейчас посетителей на форуме: 6, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 6

Нет


Больше всего посетителей (95) здесь было Вс Окт 10, 2021 11:12 pm


Участников: 2

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов"

    Varg
    Varg
    Admin


    Сообщения : 1072
    Репутация : 189
    Дата регистрации : 2012-03-11
    Откуда : Нью-Кагалым

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" Empty Когда и где были изготовлены "Дары волхвов"

    Сообщение автор Varg Сб Янв 18, 2014 4:29 am

    В советское время этот вопрос не вызывал особого ажиотажа, и в академических книжках, посвященных искусству Византии, просто и буднично писали: "... так называемые «дары волхвов» - разрозненные части украшения традиционного пояса византийских императоров, подчеркивавшие их сан инсигнии - золотые пластинки-нашивки, украшенные характерной поздневизантийской сканью, в основном изготовлены в XV в."
    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" 167600_original

    Собственно до начала нашего нынешнего "нового средневековья" так в научном мире и считалось...

    Теперь, вдруг, выясняется - правда исключительно со слов чиновников от РПЦ - совсем иная датировка этого пояса! Их стараниями он "состарился" аж на 15 веков! - т.е. до тех времен, когда еще не только техника филиграни не использовалась в придворном прикладном искусстве, но когда еще и самих византийских императоров не существовало в природе...



    Перед началом Рождественского богослужения в ночь с 6 на 7 января 2014 г. в кафедральном соборном храме Христа Спасителя сам патриарх Кирилл (Гундяев) с амвона уверил паству, что "те самые Дары волхвов были бережно сохранены Девой Марией, Матерью Спасителя, и переданы Ею в Иерусалимскую Церковь, где хранились до IV в., а затем были перенесены в новую столицу Восточной Римской империи город Константинополь. Когда же возникла опасность иноземного вторжения в Константинополь, то эта святыня была перенесена на Гору Афон, где с тех пор хранится в монастыре святого Павла" (http://www.patriarchia.ru/db/text/3498182.html)

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" 167190_original

    Синодальный информационный отдел РПЦ также размножил по официальным каналам свою "историческую справку", что "по преданию, до IV в. Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме св. Софии. Здесь их видели русские паломники. В 1200 г. о Дарах волхвов упоминает в своей «Книге Паломника» архиепископ Новгородский Антоний. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени. Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря св. Павла. Для поклонения паломников отделяется только их часть" (http://www.patriarchia.ru/db/text/3431945.html).

    Наконец, архим. Тихон (Шевкунов) сообщил на своём официальном сайте, что "дары волхвов, свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 г. Далее дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи" (http://www.pravoslavie.ru/news/66602.htm).

    Да и сами "хранители" реликвии не отстают. Один из членов греческой делегации в Москве, которая сопровождает "дары волхвов", насельник монастыря святого Павла, представитель обители в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон монах Никодим безапелляционно заявил: "нет никаких сомнений в их подлинности". По его словам, "на золотых пластинах мы видим геометрические узоры, полагаем, что их сделали восточные мастера. Эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода".

    Столь красноречивые заверения в несомненной подлинности "даров волхвов", сделанные, хоть и по принципу "вот-те-крест", но на самом высоком уровне, в короткий срок облетели всю паству РПЦ, вызвав небывалый прилив страждущих коснуться "святыни, которой касался Спаситель".

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" 168534_original

    Но все же, что об этой "реликвии" говорит историческая наука?

    Не будем обращать внимания на такие "мелочи", как то, что о переносе "даров волхвов" в 400 г. византийским императором Аркадием (395-408) в Константинополь якобы "для освящения новой столицы империи" не могло быть речи, поскольку новая столица Византийской империи - Константинополь - была официально и торжественно освящена еще 11 мая 330 г. - т.е. еще за 3 поколения до Аркадия.

    Не будем придираться и к тому, что ни один церковный историк, вопреки утверждениям архим. Тихона (Шевкунова), не сообщает о каких-либо дарах Богородицы Иерусалимской Церкви (см., например, «Историю Матери Церквей» архиеп. Афинского и всея Эллады Хризостома I, русский перевод которой был опубликован в Москве в 2003 г.).

    Не будем вдаваться в ненужные подробности и замечать, что вопреки утверждениям Синодального информационного отдела, архиеп. Новгородский Антоний (в миру - Добрыня Ядрейкович; † 8 октября 1232), посетивший еще будучи мирянином Царьград в 1200 г., вовсе не видел в храме св. Софии никаких нынешних подвесок, но в своей "Книге Паломника" с чужих слов (!) мимоходом упоминает лишь некие золотые сосуды, что "во святей же Софии во олтари дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви".

    К слову сказать, эти же сосуды упоминаются и в описаниях Константинополя XI в. в "Таррагонском анониме", созданном между 1075 и 1098 гг. (Тarragonensis 55 (f. 50-58v); Сiggaar K.N. Une description de Constantinople dans le Tarragonensis 55 // REB 53 (1995), 117-140), и в "Анониме Меркати", представляющем собой латинский перевод 1089-1096 гг. с греческого оригинала, относящегося к 1063-1081 гг. (Ciggaar К.N. Une description de Constantinople traduite par un pelerin anglais // REB 34 (1976), 211-267). "Таррагонский аноним" информирует, что в ризнице св. Софии хранится "золото, принесенное волхвами, которое, когда подносят его к ушам, всегда издает звон и чудесным образом слышится как бы шепот". Разумеется, издавать "звон и как бы шепот" могли лишь золотые сосуды, о которых прямо и говорит Добрыня Ядрейкович (будущий архиеп. Новгородский Антоний), а отнюдь не слитки золота или золотые пластины-нашивки.

    Но собственно исторический "подвох" (не буду употреблять неполиткорректного слова "подлог") здесь именно в том, что именно в Средние века - а речь-то, напомню, идет именно об упоминаниях XI-XIII вв. - такие сосуды в форме морских раковин были модны среди европейских чернокнижников, которые, приставив сосуд-ракушку к уху, интерпретировали шумы в качестве предсказаний потусторонних сил...

    Кстати сказать, и никакого литургического почитания (τιμιτικην προσκυνησιν) этих "золотых сосудов" - казалось бы, столь ценных христианских реликвий - никогда в Византии не было, т.е. если какие-то сосуды там и были, то их попросту ни разу на поклонение не выносили из ризницы св. Софии... И, стало быть, при случае рассказать о них туристам могли лишь сами работники храма.

    Кстати, до последнего времени - до первой половины 1980-х - не было и каких-либо богослужебных последований и перед современными "дарами волхвов" в афонском монастыре святого Павла, пока не участились случаи их вывоза за пределы Афона для сбора пожертвований, для чего был составлен "Молебный канон пред святыми и честными дарами Спасителя нашего, златом, ладаном и смирною, пребывающими во святой обители преподобного Павла", правда, даже для него указано благословение "только для келейного чтения".

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" 169002_original

    А теперь перейдем к первоисточникам, касающимся того, что с такой помпой сегодня путешествует по России.

    Первое историческое упоминание нынешнего варианта "даров волхвов" содержится в документе конца XV века, а подробное описание встречается лишь с середины XVIII века (!).

    В частности, впервые описывает их русский путешественник Василий Григорович-Барский, посетивший Афон в мае-ноябре 1744 г., который приводит следующие сведения: "о сих дарах глаголют, яко древние благочестивые греческие цари, смесивши вкупе ливан и смирну, сотвориша некия зерна диравы, аки на четках зерна, а из злата соделаша дрот (проволоку) и решетки дробно переплетенны, и тем златым дротом часть от зерен пронзающе, а часть решетками престилающе, сотвориша себе драгоценный пояс, и в праздники Христовы в честь его на себе ношаху, иже широк бяше, яко на три перста. Бяху же на нем во время моё (1744) решеток изваянных девять, а между ними перевязанных зерен из смирны и ливана 69, с многими маргаритами (жемчужинами), иже испущаху велие благоухание. Сия дарова тамо владычица – Маро, дщерь Юрия владыки Сербскаго" (Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, мон. антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г. Ч. 2. СПб., 1785; науч. изд.: Второе посещение Святой Афонской Горы Василием Григоровичем-Барским, им самим описанное, более подробное, с 32-мя собственноручными его рисунками и картою Афонской Горы. СПб., РПМА, 1887. С. 398).

    Упомянутая Василием Григоровичем-Барским "Маро, дщерь Юрия владыки Сербскаго" это историческое лицо - Мара Бранкович, 1418 г.р., дочь сербского деспота Георгия (Джурджа) Бранковича (правившего Сербией с 1427 по 1456 год) и Ирины Кантакузины (византийской принцессы), жена (с 1435 года) османского султана Мурата II. Факт принесения Марой Бранкович в дар сербскому монастырю св. Павла на Афоне в 1470 г. поздневизантийского золотого пояса, насчитывавшего 9 золотых пластин и 69 бусин из смеси ладана и смирны, был документально зафиксирован в турецком фирмане, утраченном уже лишь в начале XX в. - во время пожара 1902 года. Правда, ни Мара Бранкович, ни турецкие хронисты еще не знали, что это были те самые "дары волхвов". В Османской империи Мара Бранкович жила до смерти мужа, до 1451-го года. Вернувшись в Сербию, от своего пасынка Мехмеда II она получила две области, а после смерти отца стала играть важную роль в политической жизни Сербии. Но из-за конфликта с провенгерски настроенным братом Лазаром она вернулась к султану Мехмеду II. От него она получила имение в небольшом местечке недалеко от Салоников и неплохое содержание. Мара Бранкович, будучи христианкой, на регулярной основе спонсировала сербский афонский монастырь. Согласно легенде XIX в., чтобы передать афонским монахам "дары волхвов", Мара морским путем добралась из Константинополя до берегов Святой Горы. Но после того как она ступила на сушу и приблизилась к стенам монастыря Святого Павла, ее остановила сама Богородица, сказав, что та, будучи женщиной, не имеет права идти дальше. Мара дождалась монахов и передала им "дары"... В XIX веке якобы именно на этом самом месте был установлен крест, а затем, уже на деньги Российского императора, здесь же построена часовня, на которой изображена царица Мара с вооруженными турецкими охранниками, а напротив - монахи, принимающие "дары волхвов".

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" 167763_original

    Как видим, в XVIII в. "дары волхвов" представляли собой еще единое целое и составляли вкупе золотой пояс шириной 6 см (1 перст - примерно 2 см). Такие золотые пояса были известны у византийских императоров как подчеркивающие их сан инсигнии, но, как уже отмечено, ни в одном из исторических источников нет ни слова о литургической традиции ношения золотого пояса из "даров волхвов" на Господские праздники. Кстати, монах Никодим, представитель монастыря святого Павла в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон, также заявляет, что ранее "эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода".

    Сам о. Никодим совершенно верно указывает, что орнаментация "даров волхвов" позволяет провести их научную атрибуцию. Вот только геометрические узоры на золотых пластинах указывают вовсе не на абстрактных "восточных мастеров", но на типичную поствизантийскую скань, аналогии которой легко отыскать на окладах афонских икон XV-XVI вв.

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" 168177_original Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" 168787_original

    Сравните, например, с панагией с Крита (Богоматерь Одигитрия. Панагия; Греция. Крит; XVI в.; местонахождение: Польша. Краков. Музей Чарторыйских. 10.8 см.; материал: дерево кипарис, жемчуг, камни драгоценные, металл серебро; техника: золочение, резьба по дереву, скань ажурная (сквозная).

    В настоящее время так называемые "дары волхвов" на Афоне хранятся в 10 отдельных ковчегах и насчитывают 28 разрозненных золотых пластин размером примерно 5 х 7 см и различной формы (прямоугольные, трапециевидные, полигональные и т.д.), украшенных сканью и зернью, скрепленых серебряной проволокой с бусинами из смеси ладана и смирны общим числом 62.

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" 168290_original

    С 1744 г. - со времени первого упоминания и описания "даров" - стараниями "фабрики грез" к поясу добавилось еще 19 золотых пластин (которых не было в 1744 г.), и куда-то делись 7 благовонных бусин.

    Таким образом, в истории "даров волхвов" из монастыря святого Павла на Афоне можно проследить по историческим источникам следующие периоды:

    1) до XI в. никаких исторических свидетельств или упоминаний о "дарах волхвов" вообще не имеется;

    2) в XI-XII вв. некие "дароносивые златые сосуды, иже принесоша Христу с дары волсви" якобы хранились в ризнице св. Софии (но без какого-либо литургического почитания);

    3) в период с XII по XVIII век "дароносивые златые сосуды" (если они и были) бесследно канули в Лету (поскольку вместо них стал упоминаться византийский золотой пояс).

    4) в 1470 г. Мара Бранкович, дочь сербского деспота Георгия Бранковича и Ирины Кантакузины, жена османского султана Мурата II, принесла в дар сербскому монастырю св. Павла на Афоне поздневизантийский золотой пояс, насчитывавший 9 золотых пластин и 69 бусин из смеси ладана и смирны, о чем гласил турецкий фирман, утраченный во время пожара 1902 г.;

    5) после 1744 г., когда монастырь св. Павла вновь заселили греки, пояс был расчленен на сегменты, и число пластин увеличилось до 28, а бусин убавилось на 7 шт.;

    6) в начале 1980-х годов "дары волхвов" начали использоваться Греческой церковью для сбора пожертвований, и к ним был сочинен соответствующий канон.

    7) в начале 2014 года к "дарам волхвов" в Москве и Питере начали выстраиваться многотысячные очереди жаждущих прикоснутся к "святыни", которой "касался Сам Спаситель".


    Но не надо расстраиваться! У христиан, помимо Тернового венца, Даров волхвов, Хитона Господня, Туринской плащеницы, Плата и Пояса Божией матери, есть еще одно воистину бесценное сокровище, возможно, припасенное на ближайшие годы заботливыми греческими монахами... Это объедки от 5 хлебов, которыми Иисус накормил 5000 галилейского народу... Да, да те самые объедки! Галилеяне тогда так уверовали во Христа, что специально не доели и для будущих богомольцев собрали аж целых 12 корзин объедков!

    Источник XI века «Аноним Меркати» - ну, тот самый, вышеупомянутый, что сообщал и о мифических "сосудах, иже принесоша Христу с дары волсви" - там же сообщает, что 12 корзин с корочками от тех самых хлебов были тщательно замурованы в Константинополе под колонной Константина! Потом эти 12 корзин с реликвиями в 1105 г. были перенесены в Большой дворец... Одним словом, лиса Алиса и кот Базилио, по-детски разведшие доверчивого Буратино на три корочки хлеба, нервно курят в сторонке, понимая, что время любителей-романтиков прошло...

    Жаль, что нынешние пастыри, не ведая о широких перспективах в плане дальнейшего забивания "духовных скреп", по привычке все еще продолжают попрекать с амвона свою паству в черной неблагодарности, как якобы "были неблагодарны те самые насытившиеся 5000, бросившие корки хлеба и кости рыб вместо того, чтобы их благоговейно сохранить".

    Составлено на основе материалов официального Блога экспертов Музея имени Андрея Рублева ©, 2014.
    Послесловие...

    Varg
    Varg
    Admin


    Сообщения : 1072
    Репутация : 189
    Дата регистрации : 2012-03-11
    Откуда : Нью-Кагалым

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" Empty Re: Когда и где были изготовлены "Дары волхвов"

    Сообщение автор Varg Сб Янв 18, 2014 4:32 am

    Джентельменам верят на слово. Ну после этого нам и попёрло (с)
    Сенеж
    Сенеж
    Admin


    Сообщения : 2519
    Репутация : 90
    Дата регистрации : 2012-03-11

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" Empty Re: Когда и где были изготовлены "Дары волхвов"

    Сообщение автор Сенеж Сб Янв 18, 2014 11:47 pm

    Поп говорит: "Предмет особого религиозного чувства"(с) Йопаныстыд.... 

    Интересно, как он благодать эту, о которой глаголет, ощущает?
    Сенеж
    Сенеж
    Admin


    Сообщения : 2519
    Репутация : 90
    Дата регистрации : 2012-03-11

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" Empty Re: Когда и где были изготовлены "Дары волхвов"

    Сообщение автор Сенеж Вс Янв 19, 2014 5:08 pm

    Патриарх Кирилл обвинил не верящих в Дары волхвов в «осквернении добрых чувств»


    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" 7e56df27a88e


    Люди, которые публично высказывают сомнения в подлинности Даров волхвов, «принимают грех на душу», заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

    Глава Русской православной церкви прокомментировал высказывания скептиков, которые не верят, что Дары волхвов являются подлинными подарками восточных мудрецов младенцу Иисусу. Заявление патриарха Кирилла прозвучало после богослужения в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, сообщает «Интерфакс».

    Кирилл, патриарх Московский и всея Руси: «Скорбью наполняется сердце, когда люди, называющие себя православными, уподобляют идолопоклонникам своих братьев и сестер по вере, которые многие часы стоят для того, чтобы поклоняться святыне».

    Напомним, в Москве, Петербурге и Минске к Дарам волхвов, привезенных из греческого Афона, выстраивались многотысячные очереди паломников. Чтобы поклониться христианским реликвиям, приходилось выстаивать по 10–12 часов. По словам патриарха, это «свидетельствует о горячей вере».

    Кирилл: «Какой же грех на душу принимают эти люди, которые своими публичными высказываниями пытаются осквернить добрые и светлые чувства тех, кто с глубокой верой идет навстречу Богу, прикасаясь к святыням».

    По словам главы РПЦ, христианским ответом на попытки поколебать веру «должна быть глубочайшая убежденность в правоте слова Божьего, христианской традиции, того сокровища веры и благочестия, которое хранится в Церкви».

    Отметим, что вскоре после того, как Дары Волхов прибыли в храм Христа Спасителя, в официальном блоге экспертов Музея имени Андрея Рублёва появилась статья под названием «Дары волхвов на Афоне — научная экспертиза», которая вызвала большой резонанс. По словам авторов, не существует ни одного исторически достоверного доказательства, что это те самые Дары волхвов, которым более двух тысяч лет. По оценкам специалистов Музея Рублёва, эти реликвии следует относить к XV-XVI векам.
    Varg
    Varg
    Admin


    Сообщения : 1072
    Репутация : 189
    Дата регистрации : 2012-03-11
    Откуда : Нью-Кагалым

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" Empty Re: Когда и где были изготовлены "Дары волхвов"

    Сообщение автор Varg Вс Янв 19, 2014 11:49 pm

    Когда и где были изготовлены "Дары волхвов" ZtibsYeDScM

      Текущее время Пт Мар 29, 2024 12:07 am